Изучая эту странную и немного грустную историю, мне показалось, что о ней знают все кроме меня. Об этом даже кино снято, которое я, разумеется, не смотрела. Но всё-таки я решила рассказать её здесь специально для тех, кто тоже никогда о ней не слышал.

Итак, перед вами первые в мире настоящие фотографии живых фей. Их подлинность доказали несколько экспертиз. И то, что в этой истории одно из главных мест занимает сам сэр Артур Конан Дойл (да, тот самый), собравший всю доказательную базу в подтверждение правдивости данных снимков, — является весомым аргументом в пользу действительного существования фей.

Конечно, глядя на эти фотографии, почти любой современный человек сразу же сможет вспомнить 2-3 способа получения подобного изображения безо всякого участия сверхъестественных существ. И многие из вас среди этих способов назовут манипуляции при помощи ПРОСТРАНСТВЕННОГО КОЛЛАЖА.

Конан Дойл, хоть и жил сто лет назад, но тоже подозревал нечто подобное. Провёл целое расследование и не одну экспертизу. Стараясь не стать жертвой обмана, сэр Артур привлёк к этому делу многих уважаемых, образованных людей. Он далеко не раз был в полушаге от разоблачения. Но лишь стоило ему там оказаться, как он, пользуясь всей мощью своей незаурядной логики и дедуктивным методом, сам же уводил себя от правды. Ведь никто не может обмануть нас лучше, чем мы сами.

Элси Райт и Фрэнсис Гриффитс, июнь 1917 года  

Предыстория. Шёл 1917 год и Первая мировая война. Папу 9-летней Френсис Гриффитс призвали на фронт. И тогда мама девочки решила вернуться из Южной Африки на родину — в Англию, к своей родной сестре. Так они поселились в Йоркшире, в деревне Коттингли, в доме Артура и Полли Райт — дяди и тёти маленькой Френсис.

После жаркой Африки, где Френсис прожила с самого своего рождения, холодная Англия встретила её не очень дружелюбно — девочка не смогла подружиться с местными детьми, потому что те смеялись над ней из-за акцента. Тогда девочку взяла под своё крыло 16-летняя дочь Райтов — Элси.

Почти всё своё свободное время сёстры проводили у ручья на краю сада. Френсис часто говорила, что там, на поляне живёт множество фей и она может их видеть и играть с ними.

Как-то раз, вернувшись с прогулки, Френсис снова начала свой рассказ о феях. Мама Френсис, находящаяся тогда в постоянном стрессе из-за переживаний за мужа, чрезмерно резко отреагировала на слова дочери, обвинив её во вранье. Но Элси заступилась за младшую сестрёнку и подтвердила, что они, действительно, часто видят фей на поляне. Взрослые настроились очень скептически и не желали идти на поводу у детей.

Позже Артур Райт выдал девочкам свою фотокамеру по их просьбе — они пообещали принести доказательства своих слов. Он так же дал им всего одну фотопластину и уже этим вечером Френсис и Элси с волнением ждали готовую фотографию.

Артур Райт лично проявил пластину и сделал отпечатки, на которых к своему огромному удивлению, взрослые увидели Френсис в окружении хоровода маленьких человечков с крыльями. Райт внимательно проверил пластину на предмет рукотворных вмешательств после съёмки, на наличие двойной экспозиции и убедился, что всё это отсутствует.

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

Но мистер Райт был не абы кем, а одним из первых в Англии дипломированных инженеров-механиков и он отказывался верить в то, что перед ним не результат проделок хитрых лгунишек, а снимки настоящих фей.

Артур заподозрил, что крылатые фигурки — это рисунки, вырезанные из бумаги и подвешенные на нитки. Он даже устроил обыск детской комнаты и сада, но ничего не нашёл. Кузины упорно продолжали стоять на своём и взрослым пришлось смириться.

Спустя пару месяцев Френсис и Элси снова взяли фотокамеру, и через несколько часов в мире появилась ещё одна фотография. Теперь на снимке — Элси, которая сидит в траве, здороваясь за руку с гномом. 

Но в этот раз девочки уронили фотокамеру и немного повредили её. Артур разозлился и запретил впредь прикасаться к ней.

После этого случая об истории постепенно забывают примерно на два года.

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

Оригинал самой первой фотографии, сделанной Элси Райт. На фото — Френсис Гриффитс в окружении крылатых человечков.
В 1920 году стеклянная фотопластина будет передана для анализа Гарольду Снеллингу — эксперту по фотографии. По просьбе Эдварда Гарднера Снеллинг сделает ретушь, усилив изображение. И после этого зрителям всегда будет предлагаться только отретушированная версия снимка. 

В начале 20 века в английском обществе процветало увлечение спиритизмом, мистикой и оккультными течениями, которое достигло своего пика во время и после Первой мировой войны. Почти в каждом населённом пункте действовало своё местное сообщество теософов с обязательным проведением лекций и собраний.

Членом одного из таких сообществ была Полли Райт — мамы Элси. Она чрезвычайно заинтересовала единомышленников, рассказав на одном из собраний о фотографиях фей, сделанных дочерью и племянницей. Таким образом, в конце 1919 года, эти снимки «выходят в свет».

Переходя из рук в руки, к началу 1920 года фотографии оказываются у президента английского теософского общества Эдварда Гарднера. Несмотря на восторг от увиденного и готовность поверить в существование фей, Гарднер все-таки запросил у Райтов пластины и отправил их на экспертизу двум разным специалистам фотографического дела. Они подтвердили, что пластины являются подлинными и не имеют следов вмешательств. После чего Гарднер успешно использовал снимки с феями в своих теософских лекциях, как доказательство способности некоторых детей контактировать с обитателями тонких миров.

Артур Конан Дойл узнаёт о фотографиях в мае 1920 года от своего друга — редактора журнала LIGHT. Это авторитетное спиритуалистическое издание, в котором Конан Дойл уже несколько лет публикует свои статьи о контактах с духами и опыте столоверчения.

Конан Дойл всю жизнь исследовал спиритизм, проводил лекции на эзотерическую тематику, публиковался в специализированных журналах. Он признавался, что в молодости, после окончания медицинского факультета являлся материалистом и, горячо желая разоблачить спиритизм, он лишь только укреплял свою веру в возможность общения с потусторонним миром. Тем не менее он считал себя скептиком. Не раз сталкиваясь с жуликами, выдающими себя за медиумов, он подвергал критическим проверкам каждый случай «психического свойства».

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл — по образованию врач ирландского происхождения, создатель гениального сыщика Шерлока Холмса

Тогда, в мае 1920 года, Конан Дойл занимался подготовкой рождественской статьи для STRAND Magazine. В фотографиях с феями он увидел прекрасный материал для своей статьи и заинтересовался ими.

Но прежде чем приступать к её написанию Конан Дойл решил провести своё расследование и убедиться, что в этой истории нет обмана.

Связавшись с Гарднером, Конан Дойл узнал подробнее о девочках и их семье. Гарднер поручился за порядочность семейства и восхитился способностями девочек не только видеть фей, но и материализовывать их из тонкого мира, придавая им такую плотность, чтобы их улавливала фотокамера. Он беспокоился о том, что девочки взрослеют и вот-вот одна из них «влюбится» и они обе навсегда утратят эти способности. Ведь феи показывают себя только детям, не достигшим половой зрелости. Дополнительно Гарднер отчитался об уже проведённом им дотошном анализе снимков и о всех подозрениях, возникавших у него самого и у экспертов. Например, одно из заключений хоть и подтверждало подлинность самих пластин, но не исключило постановки сцены в фотостудии с нарисованным задним фоном.

Все сомнения Гарднер проверил лично. Он посетил деревню Коттингли и познакомился с семьями Райт и Гриффитс. Проведя там несколько дней, он убедился в исключительной порядочности этих людей. А сад, река и та самая поляна со снимков существуют в реальности — он увидел их своими глазами. 

«Какими бы необычайными и удивительными не казались эти фотографии, отныне я всецело убеждён в их абсолютной подлинности, с чем согласился бы любой, кто подобно мне, удостоверился бы в чистосердечии и простоте девочек» — такими словами Эдвард Гарднер завершил свой отчет.

Конан Дойл, удовлетворенный рассказом Гарднера, обратился к Артуру Райту за разрешением на публикацию истории и фотографий с их детьми. Райт признался, что очень впечатлён и позволил столь уважаемому и любимому в их доме писателю опубликовать все упомянутые материалы, попросив лишь о том, чтобы настоящие имена и фамилии в статье были изменены.

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

Эдвард Льюис Гарднер — писатель, лектор и генеральный секретарь английской секции Теософского общества

Конан Дойл, загруженный на тот момент большим количеством работы, и вынужденный уехать по делам в Австралию, поручил Гарднеру ещё раз съездить в Коттингли и попросить девочек сделать новые фотографий фей.

Френсис и Элси дают согласие, но напоминают, что феи появляются только при солнечной погоде, а сейчас в Коттингли пасмурно и дождливо. Поэтому Гарднер оставил им свою фотокамеру на какое-то время. И за это время на свет появляются еще три снимка с феями, на одном из которых позже многие разглядят «беседку фей». Гарднер, убедившись, что подлога нет, и для снимков были использованы его, в тайне помеченные им, пластинки уезжает с чувством полного удовлетворения.



Ещё три снимка, сделанные девочками в 1920 году.
Самой загадочной из всех пяти фотографий стала последняя, где отсутствуют люди, но видны прозрачные фигурки, в одной из которых одни видели кокон, а другие —  беседку.
В 1983 году эксперты объяснят, что эта фотография была непреднамеренной двойной экспозицией: сначала одна из девочек сфотографировала траву, а затем на эту же пластинку были сняты фигурки фей.  

Эти снимки тоже отдали на изучение нескольким дополнительным экспертам — профессиональным фотографам и художникам. Среди них были и специалисты фирмы KODAK. Все единодушно признали — негативы и позитивы подлинные, фотографии не студийные, без следов ретуши. Но руководство KODAK отказалось быть упомянутыми в статье в качестве экспертов. Они заявили, что для полной ясности не хватает анализа на предмет манипуляций непосредственно при съемке и что они знают несколько способов, для достижения таких изображений даже в домашних условиях. Эдвард Гарднер в свою очередь напомнил о порядочности семей Райт и Гриффитс.

Не взирая ни на что результаты расследования воодушевили Конан Дойла. И в декабре 1920 года в рождественском номере Strand Magazine выходит его статья «Фотографии фей».

Статья Артура Конан Дойля в журнале The Strand, 
коллекция Марджори Кертис ©Совет попечителей Музея науки  


Тираж разошелся моментально. Пресса, подхватив сенсацию, мигом унесла далеко за пределы Британии историю об одаренных девочках, способных контактировать с эфирными телами.

Реакция общественности на публикацию была не однородной. Часть публики была восхищена тем, до какого уровня человечеству удалось достигнуть развития самосознания, что духи природы стали выходить на контакт, всё больше и больше являя себя людям. Другая часть — обвиняла прессу и автора в том, что они подсовывают людям явную фальшивку или смеялись над Конан Дойлом, недоумевая, как это он позволил двум подросткам так себя обвести.

Несмотря на то, что все имена и фамилии в статье были изменены, слухи быстро распространились, и всем желающим стало известно, кто эти девочки и откуда.

В Коттингли потянулись толпы любопытных. Кто-то хотел своими глазами увидеть фей. А кто-то — вывести на чистую воду деревенских обманщиц.

Тот самый ручей в деревне Коттингли


В 1922 году в своей книге «Пришествие фей» Артур Конан Дойл последовательно изложит всю историю фотографий с феями. Очень скрупулёзно он опишет все шаги расследования с самого его начала. Переписка с очевидцами, заключения экспертов, критические высказывания оппонентов, подробности эзотерических теорий того времени и, конечно, авторское мнение, — кажется, что не одна деталь не была упущена.

Он даже упомянет о свидетельстве того, что Артур и Элси Райт раздражались, когда их расспрашивали что-либо о фотографиях и феях. Они одинаково повторяли, что «сыты по горло всей этой историей».

Сначала мне хотелось только вскользь ознакомиться с содержанием «Пришествия фей». Но мне понравилось следить за ходом развития мысли участников расследования, за их логикой, объясняющей любое своё сомнение. И я не заметила, как прочитала книгу полностью. По ходу чтения мне стало понятно, что Эдварду Гарднеру и Артуру Конан Дойлу очень была нужна эта история, как подлинная и полностью доказанная. И они готовы были заставить поверить и себя и кого угодно в то, что на фото изображены живые феи. Порой они полностью игнорировали серьёзные аргументы в пользу вероятности того, что история подстроена девочками.

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

Например, в книге Конан Дойл не раз пишет о том, что Элси не умела пользоваться фотокамерой и, это был её первый опыт фотографирования, который не мог бы получиться таким удачным. Но на самом деле к тому моменту у Элси уже был опыт работы в фотолаборатории при Бредфордском колледже искусств, в котором она училась с 13 лет. Там она помогала фотографу и занималась фотоколлажированием для семей солдат, погибших на фронте.

Многие, кто видел фотографии, утверждал, что феи подозрительно плоские и имеют модные французские причёски, а, значит, эти феи нарисованы. Поэтому Гарднеру пришлось подвергнуть испытанию художественные способности Элси. В книге Конан Дойл описывает этот момент так: 

«Разумеется, это потребовало от нас осторожности, хотя искренняя и честная натура девочки, как я понимаю, является достаточной гарантией для всех, кто с ней знаком. Мистер Гарднер, тем не менее, решил испытать её способности к рисованию и нашел, что у нее неплохо выходят пейзажи; но когда она попробовала нарисовать по памяти фей, их фигурки оказались безжизненными и ничуть не походили на снимки. И последнее: внимательный критик, вооруженный сильной лупой, наверняка заметит что-то похожее на, изображенное карандашом, лицо рядом с правой фигурой, но это лишь край причёски, а не нарисованный от руки профиль, как может показаться с первого взгляда».

Позже была предпринята ещё одна попытка запечатлеть фей. Но теперь уже нужно было сделать видеозапись:

 «…в августе 1921 года устроили девочкам ещё одну встречу, предоставив в их распоряжение лучшее фотографическое оборудование, включая стереоскопическую камеру и киноаппарат. Но судьба сыграла с нами злую шутку, поскольку обстоятельства сложились крайне неудачно. Так, Френсис смогла провести в Коттингли всего две недели, и всё это время почти беспросветно лил дождь <…>. К тому же, в Долине фей был найден небольшой угольный пласт и вся местность оказалась чрезвычайно заражена человеческим магнетизмом. Эти трудности, возможно, мы смогли бы преодолеть, но главным препятствием были для нас перемены в самих девочках: одна из них становилась молодой женщиной, на другой сказалось пребывание в школе-интернате. <…> Девочки утратили способности к материализации и были теперь не в состоянии усиливать образы до такой степени, что позволяет запечатлеть их на фотографической пластинке…»

Почти детективная история о пришествии фей. Татьяна Щеклеина Collage artist Екатеринбург

После публикации фей из Коттингли в Strand Magazine, в редакцию хлынул поток писем от детей и взрослых, уверяющих, что тоже видели фей и гномов и тоже играли с ними с самого раннего детства.
Тексты некоторых писем были подкреплены фотографиями.
На фото Дороти Инман. Она сразу после первой публикации сделала несколько своих фотографий в компании с несколькими феями, очень похожих на фей со снимков Элси и Френсис.
Эти фотографии вызвали бурную реакцию публики. Но специалисты единодушно сочли их подделкой. Дороти Инман до самой смерти не сдавалась и уверяла, что снимки подлинные.
В 1927 году Эле Арним из Германии явила публике свои снимки с гномом в остроконечном колпачке.
В последующие годы поток фотографий не иссякал.

Читая книгу, я заметила ещё одну странность: Конан Дойл, имея такой большой интерес ко всей этой истории, так ни разу лично и не пообщался с девочками, а всегда отправлял на встречу Гарднера.

Но какие же интересы были у Гарднера и Конан Дойла, чтобы так упорно убеждать всех и себя в том, что история с феями правдивая, а сами фотографии подлинные?

Мотив Эдварда Гарднера раскрывается на первых же страницах книги в одном из писем Конан Дойлу: 

«Дорогой сэр, посылаю Вам обе фотографии фей; они в самом деле необычны, не находите? Уверена, мой кузен будет рад тому, что Вы их увидите. Но он говорил, что в настоящее время не хотел бы предавать их гласности. Я думаю, у него имеются на фотографии собственные планы, и, вдобавок, сейчас он регистрирует авторские права на эти снимки. <…> Если не ошибаюсь, кузен сейчас в отъезде. Его зовут Эдвард Л. Гарднер, он президент одного из отделений Теософского общества (ложа Блаватской) и часто выступает с лекциями в зале заседаний общества. Несколько недель назад он читал там лекцию, показывал снимки фей на экране и рассказывал о них. Искренне Ваша, Э. Бломфилд».

И вот отрывок из письма самого Гарднера всё тому же Конан Дойлу:

«<…> Я надеюсь получить ещё несколько фотографий. <…> Кроме того, мне очень не хотелось бы столкнуться с денежными требованиями. Рано или поздно это может произойти. Но было бы куда предпочтительней вовсе не касаться данной темы. Мы ищем Истину — и ничто не способно так непоправимо запятнать наши поиски».

Итак, авторские права на снимки — вот, что так побуждало Гарднера манипулировать Конан Дойлом и остальными участниками истории. Да, я уверенна, что не только Элси и Френсис водили за нос английскую общественность. И основной груз ответственности, видится мне, лежит именно на Гарднере. Поэтому он брал на себя все контакты с девочками и предоставил им свою аппаратуру и фотопластины, чтобы оригиналы сразу попали к нему напрямую. А втягивание в свой план такого уважаемого человека, как сэр Артур Конан Дойл, добавляло веса его теориям, которые он продвигал на своих лекциях. По изложенному в книге, можно заметить, что это именно он большой любитель ссылаться на добропорядочность и благородство какого-либо фигуранта истории лишь только запахнет новыми сомнениями.    

Фотографии Артура Конан Дойла с феями и с призраком, полученные при помощи двойной экспозиции

А какие мотивы были у Артура Конан Дойла?

Они были самыми беспощадными — Конан Дойл верил в существование фей, и ему очень хотелось, чтобы эти фотографии оказались подлинными и феи на них тоже оказались самыми настоящими. Возможно также, ему хотелось верить и в высокую степень развития человеческой расы, дающую возможность контактов с другими мирами.

«Эти поразительные снимки заворожили меня. Я тотчас написал мисс Бломфилд, поблагодарил её за любезность и предложил провести расследование, которое убедило бы меня в подлинности фотографий», — пишет Конан Дойл.

«Расследование, которое убедило бы меня в подлинности фотографий». Он явно обозначил себе цель — убедить себя в подлинности этих фотографий. И он был сам обманываться рад. В «Пришествии фей» Конан Дойл демонстрирует читателю весь ход мысли человека, желающего во чтобы то ни стало сделать реальным то, во что он верит.

У книги, как и у статьи, были и сторонники и критики. Никто из критиков и противников не смог привести достаточно доводов для опровержения подлинности фотографий. Сторонники же отказывались верить в то, что дети способны хранить свой секрет так долго.

А Френсис Гриффит и Элси Райт хранили свой секрет 66 лет.

Открытка с портретом Фрэнсис Уэй (ранее Фрэнсис Гриффитс) с детьми Дэвидом и Кристиной, коллекция Марджори Кертис ©Совет попечителей Музея науки  

Элси Райт, фотография, коллекция Марджори Кертис ©Совет попечителей Музея науки  

Артур Конан Дойл умер в 1930 году. При жизни он перенёс большой удар по своей репутации из-за этой истории с феями, от него даже отвернулся ряд его друзей. Но он так и ушёл, веря в фей, эльфов, гномов и прочих существ из эфира. Он так и не узнал, что одним из основных мотивов для столь длительного затягивания обмана, Френсис и Элси в последствии назовут стыд. Им было очень стыдно признаваться тогда, когда в историю, вдруг, поверил Конан Дойл. По их словам им не хотелось выставлять его на посмешище. И они молчали. Сначала это был просто розыгрыш для родителей и они не ожидали, что он зайдёт так далеко. Френсис признавалась, что этот обман разрушил её жизнь.

В марте 1983 года Элси Райт и Френсис Гриффит дадут большое интервью журналу The Unexplained, в котором признаются, что 

«Это был розыгрыш. Феи были фальшивкой. Пришло время в этом сознаться».

Френсис тогда сказала:

«Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».   

И они рассказали, как всё было на самом деле. В тот день, когда взрослые в очередной раз отругали Френсис за грязное, мокрое платье и её игры у ручья, Френсис плакала и уже далеко не в первый раз сказала, что ходит к ручью смотреть на фей и эльфов. Элси стало очень жаль сестрёнку и она решила её поддержать, заодно проучив родителей, которые говорили, что увидеть фей невозможно. Элси срисовала из детской книжки Френсис танцовщиц, пририсовав к ним крылья, раскрасила акварелью, вырезала, приклеила на картон, прикрепила к ним шляпные булавки, а затем на поляне воткнула фигурки в землю.

Иллюстрация Клода А. Шеппертона к стихотворению Альфреда Нойеса «Заговор феи», опубликованная в 1914 году в сборнике «Подарочный альбом принцессы Мэри». Именно они вдохновили Элси Райт на розыгрыш родителей. Иллюстрации были обнаружены и обнародованы в 1978 году, в связи с чем эта история снова стала массово обсуждаться.


Казалось бы, на этом признании история фей Коттингли и заканчивается. Но вот что любопытно. Френсис, которая прожила 78 лет и умерла в 1986 году, всю жизнь и до конца своих дней утверждала, что феи у ручья всё-таки были, и она их видела. Но на тех фотографиях, действительно, бумажные фигурки.

У всей этой истории из Коттингли до сих пор есть поклонники, которые верят в то, что феи, о которых рассказал Конан Дойл в своей книге, были на самом деле и девочки не обманули. Некоторые из них утверждают, что тоже неоднократно встречались с феями.

Через два года в возрасте 87 лет умерла и Элси. Фотокамеры, стеклянные пластинки и фотографии были распроданы с аукционов.

Были ли феи на самом деле, видели ли их девочки или всё это просто детские фантазии — решать вам.

***

Ссылка для самостоятельного скачивания и прочтения книги «Пришествие фей» на русском языке (в книге помимо основного текста есть дополнения и сноски, рассказывающие о том, что происходило после выхода книги и до сих пор) — imwerden.de/pdf/conan_doyle_prishestvie_fej_2010.pdf

На английском языке — www.theosophy.world/sites/default/files/ebooks/Doyle%20Sir%20Arthur/The%20Coming%20of%20the%20Fairies.pdf

Все изображения в этой публикации взяты из открытых источников, а также из русскоязычной электронной версии книги «Пришествие фей», ссылка на которую указана выше.

Несколько фрагментов из книги напоследок


Блог